Время совершенно нет :(
16/04/2005 20:54Идеи к пасхальному седеру תשס"ה . Очень кратко.
- Почему рассказывают об исходе из Египта по ночам. Ответ дан не прямой. Объясняет откуда учим, а не смысл рассказывать ночью. И тут же приводится другое объяснение этого же стиха. А оно зачем? - Добавление в ассоциативный ряд еще и будущего мира. Все дни жизни – это и свет и тьма. Параллель с этим миром и миром будущим.
- С чего начинается рабство с того что поработили (йавиду) нас или с того, что сначала служителями (овдей авода зара)были пратцы.
- Арами овед.(пропавший арамеец) если бы Яков остался в Арме, он бы пропал. Так как это был дружественный галут. «И придут «овдим» из земли Ашур (ошер-богатство-дружественного галута) и «нидахим» из земли Мицраим (царот – беды). Из дружественного галута можно вырваться лично, но исход народа может быть только из галута враждебного. (Росссия, Эфиопия и пр.)
- И делали нас плохими. Тем что клеветали на нас (и присоединятся к врагу) и тем, что портили нас.
- Песах Маца и марор (мое любимое число три!) И тут между порабощением и избавлением стоит наше участие, потенциал. марор – порабощение, Маца – потенциал, Песах – Божественное вмешательство, которое моментально (Пасах – перепрыгнул), Бог не зависит от времени, и спасение, переворот происходит мгновенно.
Идея Ктав hа-кабала, что тьма – это не реализованный потенциал, связана с общей идеей Песаха. Маца – не взошедший хлеб. Выход из Египта не за то, какие мы, а за то, чем можем быть. Рассказ об исходе построен на принесении первинок и там взято только четыре стиха, и это очень остро ощущается, что не хватает пятого стиха – «и привел». Но в Песах мы еще только вышли, и никуда не пришли (Дайейну!)
Напряжение между открытием (hитгалут) – которое при свете дня и ночью египетской, где ничего еще не проявилось, но в которой заключен потенциал исхода.
Рассказ об исходе очень странный, в основном вопросы а не ответы. Не цитируется книга Исход со всеми событиями и перипетиями, а выбран отрывок совсем из другого места, содержащий основную идею – отождествления себя с народом и его прошлым и вокруг него – разговоры. Основная часть седера стремиться к нулю. Всего-то четыре стиха!
В Торе последовательность еды пасхальной жертвы, марора и мацы бывает разной, что само
по себе интересно, по жизни.
Но в конце седера, нам надо остаться под впечатлением этого откровения, и это, то, что «не едят после афикомана»